Как поменять профессию и не ошибиться

Настраиваем фильтр выбора успешной карьеры
Вы успешно подписаны на новые материалы.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях:
  • 10 июля
У всех разные мотивы, побуждающие к смене профессии: кто-то выгорел дотла на работе, кто-то уперся в карьерный потолок, кому-то просто наскучило, а у кого-то изменились обстоятельства. В любом случае человек ищет для себя что-то лучшее, а главное — подходящее.
Наталия Хозицкая
Карьерный консультант. Рассказала, как найти «подходящую» профессию
Практика показывает, что профессиональное удовольствие приносят задачи, которые не заставляют нас расходовать себя до дна, а даются относительно легко. То есть без особого напряжения мы получаем отличный результат, за который нас хвалят.

Есть еще одна деталь, которая делает профессионала суперзвездой. Это собственный стиль, узнаваемый почерк, который человек придает своей работе, делая ее неповторимой.

Но если работа забирает все ресурсы, превращает человека в натянутую струну, то у него не остается сил для творчества и проявления личных качеств. Я собрала набор критериев, через которые, как сквозь сито, можно пропускать варианты профессий, оставляя и рассматривая лишь те, что вам действительно подходят.
Определите профессиональную роль
Чтобы определить подходящую для взрослого человека роль, набор его склонностей или сильных качеств, нужно опираться на его прошлый опыт, достижения и сформированные предпочтения. Для этого ответьте себе на вопросы:

  • в чем вы хороши,
  • что у вас получается лучше всего,
  • что из этого вам больше всего нравится.

Ответы помогут определить оптимальный для вас функционал и профессиональную роль. Ключевых точек для анализа несколько — чтобы определиться с ними, стоит задать себе следующие вопросы.
Что я думаю о людях и работе с ними?
Один из важнейших параметров, который поможет определиться не только с видом деятельности, но и с форматом и режимом работы, — это стиль работы с людьми. 
Чтобы определить свой стиль, ответьте на ряд вопросов:

  • Комфортно ли вам работать с другими людьми? Если да, то насколько тесный контакт вам нужен?
  • Готовы ли вы работать над общим результатом в плотной связке с командой? Если готовы, то хотите ли вы быть главным в этой команде? Если в плотной связке работать вы не готовы, то важно ли вам, сохраняя фокус на своих задачах, оставаться частью команды? 
  • Или вы вообще не нуждаетесь в команде, но вам нравится работать с людьми, приносить им пользу? Тогда можно подумать, что для вас будет комфортнее: взаимодействовать с группой людей, с аудиторией или же общаться с человеком один на один.

Если у вас отлично получается строить отношения с людьми, стоит рассмотреть профессии, в которых эта особенность даст вам преимущества. Например, профессию HR- или PR-менеджера, маркетолога, специалиста по продажам, тренинг-менеджера. В социальной сфере это профессии преподавателя, психолога, тренера, коуча. 

Активные коммуникации важны для всех представителей сферы красоты, для дизайнеров интерьера, сервисных специалистов и работников сферы гостеприимства.

Если на работе вам не хватает общения с людьми, подумайте, как его можно добавить. Даже в такой интровертной сфере, как IT, есть место для взаимодействия с людьми: например, на позиции менеджера проекта или тимлидера есть много задач по выстраиванию коммуникаций с командой.

А вот нелюбовь к общению станет стоп-фактором для лидерской карьеры, ведь на высоком управленческом уровне выстраивать и поддерживать контакты — одна из основных профессиональных задач.

Людям, которые не любят тесно взаимодействовать с другими, стоит рассмотреть профессии, которые предполагают работу с информацией, документами, цифрами, таблицами или схемами. А также такие, где результат зависит только от вас и не требует плотной совместной работы в команде. Например, профессии аналитика, дизайнера, копирайтера, финансиста.

Как я предпочитаю работать с информацией?
Для начала разберемся. Нравится ли вам узнавать что-то новое, переключаться и кормить свою «обезьяну внимания» новыми впечатлениями или же вы предпочитаете сосредоточиться на изучаемом предмете и погрузиться в него, чтобы покопать глубже? Важно ли для вас делиться новой информацией или вам комфортнее ее собирать, структурировать и анализировать, должна ли она непременно вести к практическим результатам?

После того как вы поняли, как именно вы любите работать с информацией, можно выделить ее предпочтительный тип — это знания, слова и их содержание, или же это цифры и данные, или, быть может, это схемы, таблицы и диаграммы? Возможно, у вас есть предпочтения и какой-то тип информации привлекает вас больше других — это может стать ключевым критерием для выбора.

  • Если вам нравится погружаться в новое знание и совершенствоваться в нем, выбирайте профессию, в которой вы сможете расширять и развивать свою экспертизу, — например, юриспруденцию или психологию.
  • Если глубина не так существенна, как возможность упорядочить знания и данные, рассмотрите все варианты в мире аналитики: информационная аналитика, аналитика рынков, продаж, маркетинговая аналитика — какой она только не бывает!
  • Если цифры и знаки — ваша тема, то вам подойдут финансы, бизнес-аналитика, информатика, аналитика данных. Это прекрасные востребованные и несложные для перехода области деятельности.
  • Если вам нравится работать со схемами, анализировать пространство или визуальные объекты и вас тянет работать с красотой, то тогда перед вами все грани дизайна — от компьютерного до ландшафтного, включая предметный, промышленный и интерьерный. Можно выбрать на свой вкус.
Нравится ли мне работать руками?
Важный критерий — способность или неспособность к ручному труду. Есть люди с «умными» руками — такие специалисты с легкостью делают тонкую работу или хорошо владеют прикладными навыками.

Я знаю множество женщин, которые ушли в профессии сферы красоты и прекрасно реализуются в них, и мужчин, которые пришли в техническую область и с удовольствием в ней развиваются.

А еще активные люди реализуются в профессиях из области спорта и здоровья — фитнес-тренер, массажист: эти профессии связаны с активной физической деятельностью, относительно просты для перехода и довольно востребованы.
Нужно ли мне творчество в работе?
Некоторые люди страдают в строгих рамках системы, и самая любимая задача таких людей — придумывать нестандартные решения. И наоборот, есть те, кто ценит регламент и порядок, склоняется к систематизации, — творческие задачи их скорее пугают.
Стоит присоединиться к одному из лагерей — так будет проще определить подходящую для себя профессию. Кстати, некоторые программисты и строители тоже относятся к творческим профессиям — от них требуется мыслить шире, чем написано в инструкции.

Довольно часто взрослые монетизируют свое хобби — и оно становится для них профессией. Это оправданно: талантливые представители творческих профессий востребованы не меньше, чем другие специалисты. Так что если вам всегда нравилось работать с текстами, рисовать, конструировать, работать с видео или звуком — это может быть основанием, чтобы рассмотреть соответствующие варианты перехода.

Конечно, это не полный список, но, ориентируясь только на эти четыре пункта, можно подробно описать свою профессиональную роль. 
Например, так:

Мне нравится быть частью команды, но не хочется очень тесно работать с людьми или управлять ими. Мне интересно работать со знаками и проектами, изучать новые разработки и инструменты — особенно в сфере информационных технологий. Я не особенно активный и не люблю работу руками или высокие нагрузки. Мне важна визуальная составляющая проектов, которые я делаю или использую, я требователен к красоте, но при этом совсем не рисую.

К этому описанию вполне подходят перспективные профессии фронтенд-разработчика и веб-дизайнера.
Сформулируйте цели и мотивы
Однако перспективность — это не единственный критерий при выборе профессии. Работа должна позволять вам продвигаться к профессиональным и личным целям.

Формулировка цели — это половина успеха в выборе профессии. Ответить на вопрос о том, какая у вас профессиональная цель, чрезвычайно важно.

Цель может быть большой и общественно значимой — например, продвигать научные исследования, решать социальные или политические проблемы, наполнять мир позитивными эмоциями и обращать внимание людей на важное. Это вопрос о призвании, и, если ответ найдется, спланировать профессиональный путь будет гораздо проще.

Такой большой профессиональной цели может не быть с самого начала. Часто она появляется в процессе, а на первых порах можно сфокусироваться на своих личных целях, которых можно достичь с помощью работы. Например, заработать много денег, оказаться в интересной среде, переехать в другую страну или перейти на фриланс.

Кроме цели, для фильтра важна мотивация, то есть та обратная связь, которая будет поддерживать вас на пути к цели, поощрять движение и подпитывать ресурс. 
У всех нас разная мотивация к работе: 
  • одному важно получать признание и похвалу, 
  • другому важны сложные задачи и саморазвитие, 
  • кого-то мотивирует среда и высокопрофессиональные коллеги, 
  • некоторым важны премии и регулярное повышение доходов, 
  • а иногда мотивацией может быть дополнительная управленческая ответственность.
Чем лучше вы себя знаете и понимаете, тем легче вам будет понять, сможет ли новая профессия дать тот заряд, который вам нужен для развития карьеры.
Проанализируйте рынок
Про этот этап часто забывают, а ведь он позволит взвесить риски и избежать множества разочарований. Переход в новую профессию — дело трудоемкое, и связано оно со множеством сложностей в обучении, адаптации, наработке практики.

Если вы при этом оказываетесь в области с пониженным спросом на специалистов, вам предстоит конкурировать с опытными профессионалами за небольшое количество рабочих мест. Результат предсказать несложно: весь ресурс, который вы вложите в переобучение, будет растрачен зря, а на поиск работы вы потратите очень много сил.

И наоборот, если спрос на профессионалов высок и отрасль растет, а опытных специалистов еще не так много, рынок будет готов рассматривать новичков на стартовые позиции — и найти работу у вас получится гораздо быстрее.

Как оценить этот риск и узнать, есть ли спрос на специалистов выбранной профессии?

  • Спросить у людей из этой отрасли — лучше у эйчаров, рекрутеров или руководителей.
  • Изучить отчеты и прогнозы о развитии рынка и росте отраслей.
  • Сравнить на популярном работном сайте количество вакансий и резюме. К примеру, сейчас спрос на специалистов в области логистики примерно в 300 раз меньше, чем предложение, а вот число вакансий в электронной торговле примерно равно числу резюме — эта ниша сейчас растет, но пока за счет специалистов в смежных областях. Поэтому здесь открываются перспективы.

Итак, вы выявили собственные особенности и сильные стороны, сформулировали свои цели и мотивы в работе и предусмотрели риски. Это тот минимум, который важно учесть при выборе новой профессии.
Редактор: Наталия Алекса
Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
Иллюстрация: FGC/Shutterstock
Следите за новыми публикациями так, как вам удобно: подпишитесь на наш канал на «Яндекс.Дзене».
Полезная статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях